Сергей Винокуров (vnk_dx) wrote,
Сергей Винокуров
vnk_dx

Category:

Про байонет "Н"

DSF4667

В конце 70-х гг. Киевский завод "Арсенал" создал новую зеркальную камеру Киев-17. После более чем 10 лет выпуска огромных и тяжёлых автоматических зеркалок Киев-10 и Киев-15 с весьма запутанным управлением и ни с чем не совместимым байонетом была создана более "традиционная" камера с уже давно распространённым байонетом Nikon F (у нас его назвали "Байонет "Н"). Есть разные версии, почему именно с ним - в СССР для специальных целей закупалась техника Nikon и решили поиграть в импортозамещение; посчитали, что хватит пытаться создать собственный байонет и пора примкнуть к какой-нибудь общепринятой системе (позже роль общепринятой будет играть байонет Pentax K, но в конце 80-х снова начались дискуссии о создании общего советского байонета)...



DSF4679

По сравнению с предшественником, камерой Киев-15, новинка оказалась заметно меньше и легче, а управление - интуитивно понятным. Разве что не очевидно, что кнопка на оси курка взвода нужна для двойной экспозиции. В целом это был фотоаппарат, в котором не было ничего необычного, кроме кольца управления выдержками на передней панели под левой рукой. Это может быть удобно при работе с экспонометром, отображающим правильность экспозиции в поле зрения видоискателя, но его-то как раз в камере и не было. Почему? - на это тоже есть разные ответы: не хотели связываться с измерительной связью для экспозамера на открытой диафрагме; чтобы не усложнять конструкцию и не снижать надёжность... Как раз с надёжностью у Киева-17 первое время было всё плохо: конструкция оказалась сырой, и на появившиеся в районе 1980 года серийные камеры обрушился шквал критики и массовый гарантийный ремонт. В 1981 году детские болезни были по возможности вылечены, но сегодня найти рабочий Киев-17 сложно, а ремонтировать особого смысла, пожалуй, нет. Про свой Киев-17 могу сказать только то, что в нём не работает ничего, включая объектив, зато он 1980 года с олимпийской символикой и признаками раннего выпуска: к примеру, синхроконтактом на переднем щитке, рассчитанным на работу с одноразовыми лампами-вспышками (неужели ими кто-то пользовался в конце 70-х?) и диском-памяткой чувствительности плёнки вместо "новомодного" кармашка-рамки.

DSF4683

В начале 80-х появилась новая модель Киев-20 - на этот раз с экспонометром, замеряющим на открытой диафрагме: на торце кольца диафрагмы появился вырез, цепляющийся за специальное подвижное кольцо на камере вокруг байонета - как в системе Nikon AI, появившейся как раз в конце 70-х. Экспонометр включался нажатием специальной кнопки на передней панели под кнопкой спуска, о правильности экспозиции сигнализировали три светодиода в поле зрения видоискателя.

PC270177 fotoussr.ru
фото: fotoussr.ru

В середине 80-х Киев-20 заменила упрощённая модель - Киев-19. Главное отличие было в механизме затвора (диапазон выдержек сузился с 1...1/1000 с до 1/2...1/500 с), отсутствии мультиэкспозиции и экспозамере только на рабочей диафрагме. Изменился и экспонометр, питание стало трёхвольтовым вместо шестивольтового, а светодиодов стало два. При всём этом Киев-19 был не хуже Зенита-12сд, актуального на тот момент, а стоил даже дешевле его. Пожалуй, единственное, чем Киев уступал Зениту - отсутствием автоспуска, тоже ставшего жертвой упрощения конструкции. Ну и скоростью работы экспонометра, может быть. Зениты более высокого уровня (Зенит-19 и новое поколение Зенит-Автомат) - это уже другая ценовая категория, электронный затвор и т.д., их сравнивать уже не совсем правильно. К слову, "Арсенал" разработал аппарат с электронно управляемым затвором, Киев-18, но он остался опытным.

DSF4686

Когда я снимал на Киев-19, представление о нём у меня сложилось неполным, потому что я на него ставил Nikkor AF 50/1.8D, а в режиме ручной фокусировки он, мягко говоря, так себе. Не понравился звон при взводе затвора, зато переключение выдержек кольцом в таком странном месте неудобным не показалось. В этом смысле Киев удобнее чем, к примеру, Yashica FX-3 Super 2000 с "зенитовским" расположением головки выдержек, где после Киева левая рука пару раз сама тянулась к передней панели (да и звенит Yashica тоже ощутимо, правда, не при взводе, а при спуске затвора). Сперва не понравился видоискатель, он хоть и большой и светлый, но без клиньев Додена, однако потом я понял, что клинья - это не всегда удобно.

DSF4690

В 1991 г. начался выпуск очередной модели - Киев-19М. Добавилась очень правильная вещь - специальная съёмная накладка для более удобного хвата (ещё один минус Киева-19, как и остальных моделей - недостаточная "хватабельность"), экспозамер снова стал возможен на открытой диафрагме (правда, часто жаловались на заклинивающий "поводок" кольца диафрагмы), а питание экспонометра - шестивольтовым. Экспонометр включался уже не специальной кнопкой, а полунажатием спусковой. Некоторые детали корпуса стали пластиковыми, на фокусировочный экран вернулись клинья Додена, репетир диафрагмы переехал на место, более привычное по камерам Nikon, но это была не кнопка, а рычаг, который нужно было сдвигать вниз. Крепление наглазника стало круглым (до этого оно было совместимо с наглазниками фотоаппаратов Praktica).

P7052461 fotoussr.ru
фото: fotoussr.ru

Но на этом история не заканчивается. В 2017 году на "кикстартере" начался сбор средств на выпуск "новой настоящей плёночной камеры" Ihagee Elbaflex. Во внешнем виде явно угадывался облик Киева-19М (переключатель выдержек на передней панели выдаёт с головой) с заменёнными шильдиками и деревянной накладкой для лучшего хвата, держащейся, судя по всему, на клею. Обещалось производство с "немецким контролем качества" и стоимостью $1500, но пожертвовав на Kickstarter'е этому проекту, можно было получить камеру в 3-5 раз дешевле. В итоге из $50000 собрали "всего" $29868.

f5369b4502672929753fde3922fbb5fa_original kickstarter.com-
фото: kickstarter.com

Собственно, о ценах. Киев-17 с объективом Гелиос-81Н стоил 280 руб, Киев-20 с ним же - все 400, зато Киев-19 - всего 150. С Киевом-19М сложнее. В прайс-листах журнала "Фотомагазин" 2001 года напротив Киева-19М стояла цена $63 (судя по всему, с объективом), за Зенит-122, 212К или 312М просили чуть меньше. Сегодня на сайте "Арсенала" (последние обновления - декабрь 2020 г.) новые Киев-19М без объектива предлагаются за 1900 гривен, сейчас это около $70.

На вторичке Киев-19 (без объектива) можно купить от 1000 руб. (остальные зеркальные Киевы - ощутимо дороже), если не забивать им гвозди и не использовать в хвост и в гриву, шансы сохраниться в хорошем состоянии высоки - в отличие от Зенитов, там не рассыхаются шторки и не отклеивается тесьма. С объективами сложнее, потому что их разобрали "никонисты", а штатный "Гелиос-81" - объектив по-своему интересный.

Сам Гелиос-81 появился ещё в варианте "Автомат" для Киева-10. Можно сказать, его предшественник, Гелиос-65, был не очень удачной попыткой пересчитать Гелиос-44 на стандартное фокусное расстояние 50 мм, а 81-й - уже весьма успешной. Первые штатные объективы для Киева-17 - Гелиос-81М - не имели мультипросветления и без доработки их нельзя было установить на многие камеры Nikon, об этом отдельный разговор. Мультипросветление и совместимость с никоновской измерительной связью AI появилась позже, но несовместимость с частью камер осталась. К моменту выхода новой камеры Киев-20 объектив был переименован в МС Гелиос-81Н, а к выходу Киева-19 он стал выпускаться в новом, более компактном корпусе, по современным понятиям его иногда даже называют "бличиком" - по крайней мере, для никоновских объективов такой размер - неплохой результат. В начале 90-х (официально считается, что в 1993 году) МС Гелиос-81Н переименовали в ARSAT H 50mm f/2, примерно тогда же он стал лучше совместим с AI, а лепестки диафрагмы получили хоть какое-то чернение. Из не особенно значимых изменений - в районе 1990 года резьба под светофильтр сменилась с М49 на М52.

Альтернативным штатным объективом к Киеву-17 и Киеву-20 задумывалась Волна-4 1,4/50, опытные партии были выпущены в начале 80-х, сегодня объектив очень редкий. Позже появился МС Гелиос-123Н 1,4/50 с другой оптической схемой, переименованный в 90-е в Arsat-H 50mm F1.4 - сегодня не такой редкий, но считается, что с практической точки зрения лучше взять аналогичный Никон.

Ещё существовал объектив МС Волна-8 1,2/50 - но он остался опытным.

Объективы с другими фокусными расстояниями начали появляться в начале 80-х - т.е. Киев-17 первое время отличался не только низким качеством, но и "несистемностью". Первым был телезум Гранит-11 4,5/80-200. Объектив был универсальным - в комплекте было три варианта крепления: "Киев-автомат" (для Киева-10/15), М42 и "Н" для Киева-17 (причём последний появился не сразу). Соответственно, привода прыгающей диафрагмы ни для одной из этих систем не было, а для удобства фокусировки она имела предустановку, когда её можно было открыть и закрыть обратно до выбранного значения. Была предусмотрена встроенная бленда. В 1983-1985 г.г. появился обновлённый вариант МС Гранит-11Н, уже с механизмом прыгающей диафрагмы (вариант с резьбой М42 стал отдельной моделью, МС Гранит-11М). Ранняя версия объектива стоила 420 руб., поздняя - 450 руб. В 90-е был переименован в ARSAT H 4.5/80-200.

МС Калейнар-5Н 2,8/100, позиционировался как портретный. Выпускался на Нежинском заводе "Прогресс" объединения "Арсенал". С полноценной "прыгалкой" диафрагмы, как и последующие объективы, и тоже встроенной блендой. В комплекте предусматривался сменный адаптер под резьбу М42, но с такими камерами прыгающая диафрагма уже не работала. В середине 80-х стоил 120 руб., в 90-е переименован в ARSAT H 2,8/100.

МС Мир-20Н 3,5/20, сверхширокоугольник. До этого выпускался "Арсеналом" с байонетом для Киева-10 и Киева-15, а на КМЗ - с резьбой М42 (Мир-20М). Светофильтры устанавливались с задней стороны. В 1985 году стоил 325 руб. Впоследствии заменён объективом Мир-73Н.

МС Мир-24Н 2/35, выпускался на Нежинском заводе "Прогресс". Стоил 165 руб. В комплекте имелся съёмный адаптер для резьбы М42, но вообще существовал и "полноценный" резьбовой вариант Мир-24М.

Телеар-Н 3,5/200. Выпускался с середины 80-х на заводе "Прогресс". В комплекте тоже имелся переходник для М42. В середине 80-х стоил 210 руб.

МС Янтарь 14Н 2.8-4/28-85, малосерийный и малоизвестный зум, выпускался в 1985-1990 гг.

В 90-е гг. "Арсенал" начал выпуск ещё нескольких интересных конструкций.

ПКС МС Мир-67Н 2,8/35, он же PCS ARSAT H 2.8/35. Шифт-объектив со сдвигом до 10 мм (ПКС - это перспективная коррекция смещением, PCS - Perspective Control Shift), выпускался с 1990 года и продавался до недавнего времени на Araxfoto за $379 (в тесте журнала "Фотомагазин" 2000 года упоминалась цена $140). Сегодня там же предлагается tilt/shift-версия этого же объектива (наклон до 8 град.) за $585.

МС Яшма-4Н 2.8/300, огромный и тяжёлый объектив, в комплекте две бленды, резиновая и глубокая металлическая. Применялся также любителями астросъёмки - весил 2,5 кг, а стоил в начале 2000-х $900 - тогда он назывался ARSAT H 2.8/300.

МС Мир-73Н 2.8/20, он же Arsat-H 20mm F/2.8 - замена для Мира-20.

Красногорский механический завод тоже не остался в стороне. В начале 90-х появился первый отечественный "рыбий глаз" - Зенитар 2,8/16. Изначально создавался под байонет "К", как и другие перспективные разработки, но скоро появились и варианты "Н" и М42, все с "прыгающей" диафрагмой, как полагается. В 2012 году появился вариант под Canon (какое-то время просто М42 комплектовался переходным кольцом), с 2018 объектив выпускается в обновлённом дизайне, и сейчас продаётся на официальном сайте КМЗ за 22280 руб. При этом год назад он стоил на треть или даже вдвое дешевле. Сейчас цены на бэушные Зенитары начинаются от 5-6 тыс. руб., а в 90-е и 2000-е он новый стоил в районе сотни долларов. Основные претензии обычно не к самому объективу, а к его крышке, которая постоянно сваливается, теряется и может поцарапать переднюю линзу. Какое-то время назад купить новую было невозможно, сейчас и она, и сменные фильтры есть на том же сайте. Известны жалобы, что на некоторых камерах (например, Nikon D750) Зенитар-Н 2,8/16 задевает зеркало.

В 2012 году никоновский байонет прикрутили к давно уже ставшему легендарным Гелиосу-40-2 1,5/85. Диафрагма с предварительной установкой, как и у любого другого варианта этого объектива, но любителей закрученного бокэ вряд ли это испугает. Наверняка испугает цена - она тоже сильно подскочила в последнее время, и на сайте за этот большой и тяжёлый девайс просят 36000 руб.

Ещё один светосильный объектив - Зенитар-1N 1,4/85, разработка 80-х гг. Диафрагма не прыгающая и без предустановки. По размеру не такой огромный и тяжёлый, как Гелиос-40, и стоит "чуть дешевле" - 29320 руб.

Зенитар 3,5/8, циркулярный "рыбий глаз". Прыгающая диафрагма, всё как полагается, но фокусное расстояние слишком уж специфическое. На кропе, конечно, будет примерно как "традиционный", диагональный "фишай", но штука всё-таки довольно громоздкая. Просят за него на сайте 21750 руб.

Зенитар 1,2/50s, светосильный полтинник для камер APS-С. Никакой механической связи с камерой - зато никаких проблем с фокус-шифтом. Цена 25710 руб.

И, наконец, две новинки, продажи которых начались в этом году. Никаких тестов ещё нет, и кроме как на недавнем "Фотофоруме" их, похоже, ещё никто нигде не видел: Зенитар 2,8/60 Макро, главная фишка которого - электронно управляемая диафрагма ценой 36000 руб. и Селена 1,9/58, выполненная основе Lomography New Petzval 58/1.9 с системой, напоминающей, как я понял, Defocus Control у Nikon, цена 45000 руб.

Ещё одним путём установить на камеру с байонетом "Н" отечественный объектив был адаптер КП-А/Н, появившийся в середине 80-х. Это был сменный хвостовик для универсальных объективов, имеющих букву "А" в обозначении. Такие объективы появились в начале 70-х, когда на "Зенитах" резьба М39 была заменена на М42. Объективы выпускались в комплекте с двумя хвостовиками, на М39 и М42, которые с помощью отвёртки владелец менял самостоятельно. Соответственно, в середине 80-х появился хвостовик КП-А/Н, вроде как существовал ещё КП-А/К, но смысла в нём было немного, потому что можно было использовать штатный М42 с переходником на пентаксовский байонет, привода диафрагмы со всеми этими хвостовиками всё равно не было.

Главное, что нужно знать: нельзя устанавливать Гелос-81 и, возможно, другие советские объективы на камеры Nikon FA, F-301 (N2000), F-501 (N2020) и F4. На их байонете имеется специальный выступ для AI-S-связи, который может попасть в углубление винта на объективе, и тогда снять его с камеры будет весьма проблематично. Есть ещё тонкости, мешающие надеть объектив на камеру, но обычно это решается напильником или пассатижами.

DSF4719

Мне МС Гелиос-81Н 1990 года достался в плачевном состоянии - с засохшей смазкой геликоида и маслом на лепестках диафрагмы. В итоге пришлось его полностью перебирать, несколько раз мыть в бензине, зато теперь пользоваться им - одно удовольствие, фокусировка очень лёгкая и почти без люфта (правильная дозировка свежей смазки решает). Единственная, но существенная неприятность - повреждения мультипросветления задней линзы, как будто её пытались тереть чем-то не острым, но твёрдым. Что же до качества картинки - конечно, она гораздо интереснее подкручивает бокэ по сравнению с Nikkor 50mm/1.8D (ближайшему к нему по распространённости и цене), на открытых диафрагмах, естественно, сильно мылит по краям, но Nikkor на этих же диафрагмах мылит по всему полю. В общем, объектив "специализированный", его можно носить с собой (он тяжёлый, но очень компактный) на случай, если вдруг захочется снять на Никон какие-нибудь цветочки с подкрученным фоном. Если подкрутить надо сильно, то лучше взять, наверное, Гелиос-40, а для всего остального существуют "человеческие" современные фиксы и зумы.

DSC_0739 Гелиос-81Н F2

Ещё для того, чтобы кольцо диафрагмы, как того "требует протокол" AI, цеплялось за реостат диафрагмы камер (в моём случае Nikon F90 и D700), пришлось немного загнуть кольцо в месте соприкосновения чуть наружу. С более новыми версиями этого и других отечественных объективов такой проблемы быть не должно, но в целом по оптическим и механическим параметрам принято считать, что лучшие Гелиосы-81 - середины 80-х, "в старом кузове".

DSF4696

Если резюмировать, на "Арсенале" после нескольких попыток создать "продвинутую" отечественную зеркальную камеру просто выбросили из конструкции всё лишнее, в итоге получилась относительно приличная камера - примерно таким должен был бы быть "Зенит". Другая попытка сделать "Pro-зеркалку", "Алмаз", с треском провалилась, потому что гражданское фотопроизводство на ЛОМО было заточено на другую технику и другие требования по точности. "Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе".
Tags: 35 мм
Subscribe

  • Зенит-КМ

    Зенит-КМ - последняя попытка Красногорского механического завода создать более-менее современную зеркальную камеру. Этот аппарат завершает "линейку"…

  • Киев-35А

    Исторически сложилось, что киевский завод "Арсенал" часто занимался прямым копированием иностранной фототехники. Киев II и Киев III - более чем копия…

  • Киев-6С

    У этого семейства камер нет прямого прототипа, но всё равно, сперва следовало бы рассказать об "иномарке". В 1956 на кёльнской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments