Сергей Винокуров (vnk_dx) wrote,
Сергей Винокуров
vnk_dx

Category:

Нижегородская маршрутка

Если я еду на ПАЗ-3205, значит, скорее всего, это необычная поездка. Или это какое-нибудь городское мероприятие по линии департамента образования, где ПАЗик используется в любой непонятной ситуации, когда надо перевезти двух человек или коробку с каким-нибудь реквизитом, или это дежурный автобус встречает нас поздно вечером из командировки, на ПАЗ-3205 нас везли в армию со сборного пункта на вокзал, а потом с вокзала в часть, во время службы нас, конечно, на них возили тоже довольно часто (хотя, чаще всё же на КамАЗе или ГАЗ-66), на дембель из части на вокзал нас тоже везли на ПАЗике, и что забавно, автобусом, но уже маршрутным, на котором я возвращался с вокзала домой "в сапогах и солдатской шинели" (на самом деле нет), внезапно оказался тоже ПАЗ-3205, что бывало довольно редко. Первое впечатление от Нижнего Новгорода - тоже вездесущие ПАЗики-маршрутки. Еще в детстве я мечтал о такой модели. Отчасти пытался "визуализировать" мечту, сделав подобие чертежа вида сбоку (жаль, не сохранился - было бы интересно сравнить, попал ли я хоть немного).

_DSF7056



Когда появился кит ПАЗ-3205 от AVD-models (модели SSM не рассматривались из-за цены), я его сразу купил и отложил в долгий ящик, зная, что когда-нибудь я его соберу, покрасив в "канонический" красный цвет с белой "юбкой", знакомый по выставочным образцам из журналов 80-х. Но, перефразируя известную поговорку, если долго сидеть и "созревать" перед сборкой кита, то можно увидеть, как в продаже появится уже готовая модель. Модель как раз в "моём" цвете, характерном для ранних автобусов, вышла в журнальной серии "Наши автобусы".

_DSF7015

Как обычно, доработка начинается с определения "фронта работ", а для этого надо определить, что вообще изобразил производитель модели. Оказалось - сборная солянка. По кузову это однозначно ранний ПАЗ-3205, судя по площадке под "квадратный" задний номер - первой половины 90-х. Но тогда в салоне напрасно установлена "капитальная" перегородка за спиной водителя - в то время там была конструкция из поручней, которую, как я понял, уже самостоятельно завешивали шторами или прикрепляли какое-нибудь оргстекло и календарь в лучшем случае с котятами. На модели SSM (и, соответственно, в ките AVD) неправильно изображены поручни рядом с пассажирской дверью, журнальная модель свободна от этого недостатка, т.к. поручней там нет в принципе. Всё это относительно несложно переделывается, но с окнами творится некоторая каша. Предсерийные ПАЗ-3205 (возможно, и ранние серийные?) имели запасные выходы в переднем и заднем окнах по левому борту, все остальные "большие" окна были со сдвижными форточками. Серийные ПАЗики первых лет выпуска этих выходов не имели, и форточки были на всех окнах. В какой-то момент, надо полагать, появились на этот счёт жёсткие требования, и запасные выходы появились вновь, теперь форточек не было снова на двух окнах по левому борту и на переднем по правому. Модель же изображает какой-то смешенный вариант: по левому борту все окна с форточками, но с правой стороны на переднем окне её нет, я не нашёл ни одной фотографии автобуса именно с таким сочетанием окон. Колпаки на колёсах встречаются и на ранних, и на поздних автобусах, ясно лишь, что перед нами не ПАЗ-32053 с ЗИЛовскими мостами. Часто при доработках модели эти колпаки красят в серый цвет - лучше этого не делать, т.к. диски колёс на модели слишком большого диаметра, и "в цвете" это будет бросаться в глаза.

_DSF7025

Ещё одно разочарование ждало после изучения фотографий нижегородских улиц начала 90-х. Оказалось, что подавляющее большинство маршрутных такси тогда были тёмно-красного цвета без белой "юбки" или белого цвета с цветной полосой под окнами. Автобусы окраски, которую копирует модель, конечно, встречаются, но похоже, что это в основном служебные. В самой схеме окраски модели, кстати, тоже есть неточность: в белый цвет должна быть окрашена и нижняя часть пассажирской двери (неслучайно там характерная форма подштамповок).

_DSF7031

Что в итоге было сделано. В салоне установлены поручни (из скрепок "в оболочке") у пассажирской двери с чёрными пластиковыми щитками (из картона), под потолком я решил их не ставить. Вместо перегородки водителя - тоже конструкция из скрепок с крепированной бумагой. Из картона сделал панели боковин салона, покрасил акриловой краской Tamiya XF-60. Самой трудоёмкой операцией окзалась окраска торцов оконных проёмов в чёрный цвет, чтобы не чувствовалась толщина стенок кузова. Окна вклеены клеем типа циакрина (но не оставляющего белый налёт, спасибо на этом), демонтируются с трудом и не всегда без жертв. Так что лучше сперва семь раз подумать, стоит ли игра свеч (если что, окна по левому борту объединены попарно). Средний люк в крыше сделан отдельной деталью, не пропадать же такой "фиче" - установил его приоткрытым. Можно ещё сделать приоткрытым капот.


_DSF7045

Вещь, которая сразу бросается в глаза - очень странная имитация передних верхних габаритных огней. Я закрасил этот участок чёрным и наклеил подходящую серебристую декаль (часть имитации приборной панели ВАЗ-2101, кажется). С остальной оптикой я решил не заморачиваться и оставил нарисованную. Тонирован вырез под подножку водителя.

Стеклоочистители я взял травлёные Etch Models для журнального ЛАЗ-695Н, на фотографиях ранних пазиков чаще всего можно увидеть как раз похожие (скорее всего ЛАЗовские и есть). Боковые зеркала, в принципе, годные и похожи на прототип. В последний момент сделал брызговики из пластика от "Доширака"

_DSF7102

Что НЕ было сделано - я не стал красить нижнюю часть пассажирской двери, потому что это будет сразу заметно, плотно приложить при такой конфигурации маскировочный скотч будет проблематично, да и отличие оттенков белого будет бросаться в глаза. Не стал ничего делать и с форточками: у ателье Etch Models есть набор травления, но форточек там на шесть окон, с оглядкой на модель, а не на прототип. Не то чтобы меня душила жаба покупать два набора, но я сомневаюсь, что форточки не будут выглядеть на модели "инородным телом" - травлёные детали бывают некстати.

Маршрут я быбрал Т-4: пл. Минина и Пожарского - Щербинки-II, он точно действовал в 1990 году (судя по доступной в сети схеме движения общественного транспорта) и есть вероятность, что я на нём ездил, но уже в "новое время". В 2015 году в Щербинках был построен автовокзал, и вскоре конечная остановка "четвёрки" была перенесена туда, а в апреле 2020 маршрут перестал существовать по инициативе перевозчика, т.к. дублировался муниципальным транспортом.

_DSF7108

Номерной знак - тоже с "пасхалкой". Серия "ГОЦ" - реальная, судя по всему, выдавалась как раз в районе 1990 года. Передний номер я распечатал в масштабе 1/43, а задний, из-за размеров площадки под него - 1/48, отсюда и цифры. Правда, "повторитель" номера на заднем борту не соответствует требованиям пункта 28.6 ПДД 1980 года: размер букв должен составлять 2/3 от размера цифр. Но такой уж у меня набор декалей, ещё одной условностью больше. Да и наклеить ровно не получилось, будем уповать на встречу двух раздолбаев, одного с автобазы, другого из ГАИ.

Такая вот получилась "условная" модель нижегородской маршрутки (а если представить, что автобус совсем уж из первых и вышел на линию до 22 октября 1990 - ещё и горьковской).

Tags: Нижний Новгород, Это было в 43-м... масштабе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЗАЗ-1105 "Дана"

    Уже давнишняя модель из "Автолегенд" (теперь уже серия, похоже, стала историей) дождалась своего часа. Всё как у классиков - окрашен салон и задние…

  • РАФы и ЕрАЗ

    Интересные и харизматичные прототипы - и модели с серьёзными ошибками. Сначала появился РАФ-977ДМ, напоминавший скорее электровоз, чем микроавтобус,…

  • Lada Kalina Sport

    Очень правильная в коммерческом отношении модель. Во-первых, "Калина" от Cararam'ы, вышедшая ещё в 2005 году, уже почти исчезла из продажи, во-вторых…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments