Сергей Винокуров (vnk_dx) wrote,
Сергей Винокуров
vnk_dx

Category:

Любитель

Любитель - своеобразная камера, бюджетная "точка входа" в средний формат при относительно приемлемом качестве оптики. Так было 50 лет назад, так осталось и сейчас, с поправкой на стоимость расходников и обработки.

01 _DSF4491


Началось всё сразу после войны, когда на ГОМЗ (будущем ЛОМО) начался выпуск среднеформатной камеры "Комсомолец". Одоимённая камера, кстати, существовала и до войны, но выпускалась московской артелью АРФО и никакого отношения к сабжу не имеет. Послевоенная камера была точной копией немецкой Voigtlander Brillant, а именно модели V6 1937 года с бакелитовым корпусом.

$15 в 1937 г. - это, если верить калькулятору dollartimes.com, $275.33 сегодня, а это, в свою очередь, если верить ЦБ РФ, 17703,94 руб.

Корпус был скопирован полностью, изменились только надписи - вместо "Voigtlander" в таком же стиле было выведено "Комсомолец", а вместо "Brillant" - "Ленинград". Объектив уже отечественный - Триплет Т-21 80/6,3, выдержки затвора 1/100, 1/50, 1/25 с и "В".



Верхняя крышка через раскладную шахту открывает доступ к видоискателю с зеркалом, но фокусировка производится как на всех шкальных камерах. Изображение в видоискателе большое и относительно светлое, но зеркально отражено слева направо. По краям видоискателя видны указатели, назначение которых, казалось бы, очевидно, но в инструкции к раннему Фойтлендеру отмечается, что по ним можно ещё и определать расстояние до объекта и даже приведена таблица для разного роста снимаемого человека. Если кому-то совсем неудобно пользоваться "отзеркаленным" видоискателем, шахту можно преобразовать в рамочный "спортивный". Для удобства фокусировки на шкале расстояний и шкале диафрагм нанесены две точки, при установке параметров по ним в фокусе оказывается пространство от 4 м до бесконечности.







Перемотка плёнки на ранних "Комсомольцах" осуществлялась так же, как и на "Фойтах", со счётчиком кадров и блокирующим механизмом. В литературе отмечалось (например, у Д.Бунимовича в "Советских фотоаппаратах" 1950 г.), что "это было вызвано отсутствием катушечной плёнки с ракордом. С выпуском такой плёнки надобность в описанном механизме отпала, и во второй модели камеры... этот механизм был упразднён и заменён обыкновенным круглым смотровым окном в задней стенке камеры, защищённым красным целлулоидом". Похожее объяснение встречается и в других источниках, но проблема в том, что на ранних "Комсомольцах" смотровое красное окно всё-таки было, и плёнка без ракорда, даже нечувствительная к красному свету, была обречена на засветку (заслонки на окне не было). Правдоподобнее звучит версия, что до какого-то момента на ракорде плёнки типа 120 не было меток для кадров 6х6 и 6х4,5 см, только под 6х9 - изначально окно находилось напротив именно этого ряда, и было нужно только для выставления стартовой метки при зарядке плёнки.

фото: sovietcams.com



В одной из боковых стенок под крышкой, тоже как и у Voigtlander, отсек для светофильтров - "всё своё несу с собой". Правда, в комплекте камеры фильтры не поставлялись, в отличие от спускового тросика, крайне желательного при такой компоновке и расположении спускового рычага. В этом рычаге имелось отверстие, "позволяющее вести съёмку, находясь на большом расстоянии от фотоаппарата". Правда, для этого камера должна быть очень хорошо закреплена на тяжёлом штативе или к чему-то прикручена - скорее, это просто наследие затворов больших форматных камер.





Всего с 1946 по 1951 гг. было выпущено около 300 тыс. "Комсомольцев", но по-настоящему массовой и культовой стала появившаяся в 1949 году следующая модель - "Любитель".



Это была уже полноценная двухобъективная зеркалка: фокусировка теперь производилась визуально, с помощью объектива видоискателя, кинематически соединённого с основным. Объектив видоискателя имел более высокую светосилу, но упрощённую конструкцию, поэтому был резким только в центре кадра, где на коллективной линзе в плоскости фокусировки расположен матовый круг, а в шахте предусмотрена откидная лупа. Рамочный видоискатель, "гиперфокальные" точки остались. Изменился основной объектив - Т-22 4,5/75 мм и затвор, отрабатывающий выдержки от 1/10 до 1/200 с. В 1955 году появилась модель Любитель-2 с синхроконтактом и автоспуском.



Название камеры оправдывалось полностью. Достоинством, принципиальным для любителей, считалась не только доступная цена самой камеры, но и возможность контактной печати фотографий 6х6 см без фотоувеличителя, а можно было самостоятельно изготовить приставку к "Любителю", превращающую его самого в увеличитель. В начале 60-х Любитель-2 стоил 11 руб., Смена-2 - 10. Дешевле были только совсем игрушечные Юнкор, Школьник, и Этюд за 6-7 рублей.
Известна китайская копия Любителя - Chang Le


фото: sovietcams.com

На базе Любителя был создан своеобразный стереоскопический фотоаппарат "Спутник". По существу это было два "Любителя-2" с общим видоискателем (стоил он тоже примерно как два "Любителя"), на одном объективе имелся автоспуск, на другом - синхроконтакт, затворы срабатывали, конечно, одновременно. При этом ничто не мешало использовать аппарат как обычный однообъективный, нужно было только закрывать один из объективов крышкой. Преимущество среднего формата - расстояние между центрами кадров в паре примерно соответствовали среднему расстоянию между глаз человека. В комплекте к камере прилагался стереоскоп для просмотра изображений в виде слайдов или непрозрачных (для их печати в комплекте была копировальная рамка). Всего в 1955-1974 гг. было выпущено 84 тыс. "3D-комплектов".


Любитель и Любитель-2 выпускались в 1949-1980 гг., за это время их было выпущено около 3,5 млн. Настала пора обновить камеру.
В 1976 г. начался выпуск нового аппарата Любитель-166. Объектив и затвор остались прежними, обновился корпус и органы управления. Не стало отсека для светофильтров, на его месте появился "горячий башмак" для вспышки. Органами управления камера стала похожей на Смену-Символ: перемотка плёнки сблокирована со взводом затвора, появился самосбрасывающийся счётчик кадров и шкала-памятка типа установленной плёнки, спусковой рычаг был увеличен в размере. Выдержку и диафрагму, как и в Сменах, можно было установить по символам погоды и исходя из чувствительности плёнки. Причём для "упрощённой", "любительской" установки нужно было смотреть на камеру снизу (куда торопиться зелёному любителю), а "полноценной" - как и полагается, сверху; на Смене всё наоборот. Вообще, концепция "166-го" была аналогичной "Символу" - не трогая объектив с затвором, сделать более удобными органы управления и осуществить рестайлинг. Удалось это лишь отчасти: усложнение конструкции предсказуемо сказалось на качестве, механизм взвода и перемотки оказался слишком ненадёжным, а стоил аппарат уже 38,5 руб. (почти вдвое дороже, чем Смена-Символ и почти втрое, чем Смена-8М). В чём-то он был даже хуже предыдущей модели - отсутствовал автоспуск, коллективная линза в видоискателе вместо стеклянной стала пластмассовой. В 1976-1981 гг. выпущено около 70 тыс. камер.

фото: fotoussr.ru

В 1980 году появился упрощённый Любитель-166В. Механизм взвода затвора и перемотки плёнки вернули к первоначальному состоянию, отказались от лишних символов у затвора, вернули кабельный синхроконтакт, пожертвовав центральным. В 1985 г. аппарат стоил 26 руб. (примерно вдвое дороже Смены-8М).



Ещё пару шагов в сторону потребителя было сделано спустя 3 года, когда появилась модель Любитель-166 Универсал. Универсальность заключалась в возможности съёмки на два формата: 6х6 или 6х4,5 см. Такая идея напрашивалась уже не один десяток лет, адаптация под более "экономичный" формат описывалась в "Советском фото" ещё в 1957 году. К камере прилагалась ограничительная рамка, вставляемая в фильмовый канал и вкладыш для рамочного видоискателя, который приходилось убирать при закрывании шахты. В поле зрения шахтного же видоискателя были видны ограничительные линии под 6х4,5. В 1987 году аппарат стоил 27 рублей.


фото: fotoselling.ru

Любитель-166В и 166У выпускались до 90-х гг., их было выпущено не меньше миллиона. Но история на этом не закончилась: в 2008 г. под брендом Lomography начал продаваться LOMO Lubitel 166+. В принципе, в идею ломографии он вполне вписывается, при том что ни в коем случае не является "той-камерой". Аппарат выпускался в Китае с использованием деталей или производственного оборудования ЛОМО. От советского 166У он отличался тем, что кроме форматов 6х6 и 6х4,5 см мог снимать на 135-ю плёнку с помощью специального адаптера (размер кадра 58х33 мм с захватом перфорации), для этого добавлена возможность обратной перемотки плёнки, минимальная дистанция фокусировки уменьшена до 0,8 м. Специально отмечалось, что объектив "настоящий", стеклянный (пластиковые линзы для ломо-камер - явление нередкое). В интернет-магазине Lomography в 2015 г. за этот аппарат просили... 21000 руб.


фото: bhphotovideo.com

Лично мне целевая аудитория "Комсомольца" и "Любителя" видится как человек без опыта в фотографии и не собравший свой "домашний даркрум", а возможно - ещё и не доверяющий малоформатным камерам и плёнкам. А вот на кого был рассчитан Любитель-166В или 166У, я не понял. Могу ошибаться, но по моим представлениям увеличитель для формата 6х6 штука специфическая, громоздкая и дорогая, сама камера имеет устаревшие органы управления и оптику. Свою долю продвинутых любителей "Любитель" нашёл бы точно, но миллион камер за 10 лет...
Если выбирать камеру для съёмки сегодня, то считается, что лучше Любитель-2 из-за более качественного объектива. Правда, его нужно разобрать и очистить, промыть затвор, заклеить чёрным бархатом или покрасить внутренние полости для устранения переотражений (больное место всех поколений "Любителей"). Но среди моих камер гарантированно рабочий - 166В (правда, его пришлось юстировать - объективы не находились в зацеплении).


Основные положительные впечатления характерны для всех двухобъективных камер. Малые размеры, небольшой вес - Любитель помещается в сумку для беззеркалки. Минимальное количество подвижных элементов, центральный затвор (если он не облит смазкой) не боится морозов - я отснял тестовую плёнку на морозе около -15°С. Правда, диафрагма была обычно зажата (солнечный день), поэтому резкость на открытой и боке оценить не довелось.



Не понравилось то, что к камере нужно какое-то время привыкать. Во-первых, к отзеркаленному изображению в видоискателе. К этому, правда, адаптируешься быстро, непривычно ловить заваливающийся горизонт. Во-вторых - управление центральным затвором. Вокруг объектива расположены указатель шкалы диафрагм, гнездо синхроконтакта, рычаг завода автоспуска, рычаг регулировки диафрагмы, поводок кольца выдержек, гнездо для спускового тросика, спусковой рычаг и заводной рычаг затвора. Что из этого нужно двигать, на что смотреть, а что - не трогать, не всегда интуитивно понятно, но... "Хотите надёжный механизм? Терпите и привыкайте. Или вы хотите как в Любителе-166?" ("Не выпендривайтесь, слушайте свои "Валенки"!") Не понравился жёсткий ремешок (примерно такой же, как на чехлах к Сменам). Ещё одна характерная особенность 166-х (исправленная на 166У) - замок крышки, который можно случайно открыть, зацепив пальцем.


Но всё же... Кому-то нравится своеобразный характер объектива, а камер такого класса среди за такие деньги больше нет. Правда, сегодня если есть деньги на среднеформатную плёнку и обработку, то наверное найдутся, например, и на двухобъективную Яшику.
Tags: 35 мм
Subscribe

  • Про байонет "Н"

    В конце 70-х гг. Киевский завод "Арсенал" создал новую зеркальную камеру Киев-17. После более чем 10 лет выпуска огромных и тяжёлых…

  • Киев-6С

    У этого семейства камер нет прямого прототипа, но всё равно, сперва следовало бы рассказать об "иномарке". В 1956 на кёльнской…

  • Киев-88

    Некоторые советские фотоаппараты интересны на Западе тем, что являясь более-менее точными копиями камер, ставших со временем культовыми, являются…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments