Сергей Винокуров (vnk_dx) wrote,
Сергей Винокуров
vnk_dx

Category:

Вилия

В середине 70-х гг. Минский механический завод им. С.И. Вавилова взамен полуформатных фотоаппаратов "Чайка" перешёл на выпуск нового семейства - "Вилия". Возможно, полуформатный кадр сам по себе и идея снимать в путешествиях на слайд диафильмы себя не оправдали, возможно, "Чайка" по многим параметрам просто уступала "Смене", но факт остаётся фактом: появились шкальные камеры, аналогичные той же "Смене", с аналогичным объективом схемы Триплет 4/40. Само название "Вилия" намекает на прибалтийское происхождение, так и есть: это река, берущая начало в Беларуси, а в Литве впадающая в Неман (правда, по-литовски она называется Neris). На этой же реке стоит город Вилейка, где в начале 70-х вступил в строй Вилейский завод "Зенит", выпускавший "белорусские копии" Зенита-Е, а позже - "почти собственную" модель Зенит-ЕТ.

_DSF2266



Основным аппаратом семейства была "Вилия-авто" - внешне напоминавший "Смену-символ" программный автомат, не требующий элементов питания. Советские автоматические камеры начали появляться ещё в середине 60-х, но Вилия-авто отличалась от остальных простотой конструкции и относительной дешевизной. Как и Смена-символ, Вилия-авто имела пластмассовый корпус, курковый взвод затвора, спусковой рычаг на передней панели - модное тогда решение, спорное на Смене, но оправданное на "Вилии-авто", т.к. приводу нужен большой ход, чтобы "застопорить" стрелочный индикатор экспонометра, от него выставить экспопару, закрыть до необходимого значения диафрагму и открыть затвор. Два металлических уголка, опоясывающие корпус, со временем начинают слегка выгибаться, и форма корпуса отдаляется от прямоугольной. На нижней панели расположена кнопка обратной перемотки. Она утоплена совсем неглубоко и нажимается каждый раз, когда камера устанавливается на ровную поверхность. Правда, в отличие от Смены-символ, ничего страшного не происходит, на моём экземпляре огромное межкадровое расстояние остаётся столь же огромным. Для взвода затвора курок поворачивается примерно на 150 градусов, это ощутимо больше, чем на Смене, но процедура сопровождается более "благородным", не трещащим звуком.

DSC_6683

Фокусировка осуществляется по метражу или по символам, нанесённым на нижней части объектива, т.е. чтобы их увидеть, следует перевернуть камеру. На Смене-Символ при этом ничего поворачивать не надо, на широком кольце помимо символов разместились шкалы в метрах и футах. Но там это единственный вариант, т.к. угол поворота объектива из конца в конец приближается к 300 градусам. Точности, правда, это может и не прибавить, а футы поначалу кого-то могут сбивать с толку. В автоматическом режиме отрабатывается выдержка от 1/30 до 1/250 с и диафрагма от f/4 до f/16, снизу объектива есть рычаг, позволяющий установить диафрагму вручную с отработкой выдержки 1/30 с. Рычаг неприметный и "лёгкий", и желательно следить, чтобы случайно не отключить автомат. Экспопара отображается стрелочным индикатором в поле зрения видоискателя, для экспокоррекции удобно использовать кольцо установки чувствительности плёнки, расположенное рядом, оно просто вращает индикатор вокруг своей оси. Сам видоискатель ощутимо больше, чем на "Сменах", за пределами рамки с метками компенсации параллакса остаётся много "лишнего".

_DSF2276

Вилия - упрощённая версия Вилии-авто, по сути - она и есть полный аналог Смены-символ. Управление экспопараметрами - чистой воды воплощение правила "Sunny-16": напротив кольца выдержек нанесены соответствующие друг другу значения чувствительности плёнки и выдержек, а значение диафрагмы, устанавливаемое таким же, как на Вилии-авто, рычагом, дублируется символом погоды в видоискателе, где f/16 соответствует как раз символу "яркое солнце". Спусковой рычаг на прежнем месте, но имеет ощутимо меньший и более тугой ход. Пожалуй, это все отличия. По сути, управление должно быть удобнее, чем Сменой-Символ: проще менять диафрагму (на Смене делать это вслепую или при установленном светофильтре невозможно в принципе), больший размер видоискателя, малый ход спускового рычага, но качество изготовления и фактура материалов не вызывают ощущения надёжной вещи, с надёжностью, судя по всему, тоже всё не очень гладко; говорят, что и объективы хуже. Так что лично на мой взгляд, Смена-символ всё-таки субъективно лучше и интереснее. Грубо говоря, Смена и Вилия - как "Жигули" и ижевский "Москвич": класс тот же, у каждого свои преимущества, но бэкграунд и репутация у всех своя.

_DSF2282

Цена вопроса. Простая Вилия в 1986 г. стоила 23 рубля (цена немного изменялась в зависимости от типа футляра в комплекте), при том что Смена-Символ - 20. Вилия-авто - прибор более серьёзный, и стоил уже 42 руб., но это в любом случае вдвое дешевле, чем ФЭД-Микрон и втрое, чем ФЭД-Микрон-2.

Кроме полностью ручной Вилии и автоматической Вилии-Авто были разработаны автомат с приоритетом выдержки Вилия-ЕЕ и автомат с приоритетом диафрагмы Вилия-электро, производство которых началось чуть позже под марками Орион-ЕЕ и Силуэт-электро. Но они уже были немного другой конструкции и требовали источника питания, так что это уже немного другая история.

_DSF2291

Tags: 35 мм, фото
Subscribe

  • Киев-6С

    У этого семейства камер нет прямого прототипа, но всё равно, сперва следовало бы рассказать об "иномарке". В 1956 на кёльнской…

  • Киев-88

    Некоторые советские фотоаппараты интересны на Западе тем, что являясь более-менее точными копиями камер, ставших со временем культовыми, являются…

  • Непростой Зоркий

    После удачного копирования двух конкурирующих немецких камер - Leica и Contax - послевоенное советское камеростроение в части дальномерных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Киев-6С

    У этого семейства камер нет прямого прототипа, но всё равно, сперва следовало бы рассказать об "иномарке". В 1956 на кёльнской…

  • Киев-88

    Некоторые советские фотоаппараты интересны на Западе тем, что являясь более-менее точными копиями камер, ставших со временем культовыми, являются…

  • Непростой Зоркий

    После удачного копирования двух конкурирующих немецких камер - Leica и Contax - послевоенное советское камеростроение в части дальномерных…