Сергей Винокуров (vnk_dx) wrote,
Сергей Винокуров
vnk_dx

политиЗИМ

Собирая материалы по ЗИМу, я понял, что скорее всего это самый "политический" автомобиль в отечественной истории.

ЗИМ создавался как служебный автомобиль для партфункционеров, которым по размеру кабинета или количеству звёзд было негоже ездить на "Победах", но и до ЗИС-110 нужно было дослужиться. Правительственное задание ставило жёсткие сроки на разработку - 29 месяцев. Номенклатура ждать не может.

Главному конструктору ГАЗа А.А. Липгарту удалось за этот срок с нуля разработать несущий кузов, но максимально использовать узлы "Победы" и ГАЗ-51. Сталину автомобиль понравился, однако Липгарт был репрессирован, т.к. генералиссимус припомнил ему косяк с прерванным производством "Победы".

Название ЗИМ не очень вписывается в общую газовскую систему обозначений и расшифровывается как "Завод им. Молотова". В 1932 году, будучи ещё НАЗом, автогигант получил имя тогдашнего председателя правительства СССР. "Эмка" именовалась как "Молотовец". Правда, к моменту запуска ЗИМа в серию Молотов был уже полтора года как снят с поста министра иностранных дел, но главные отставки были ещё впереди.

В 1953 году на ЗИМе радиоприёмник А-4 заменяется на А-5. Процедура обычная, однако если сравнить их паспортные характеристики, можно заметить, что в обновлённом приёмнике вместо диапазона 19 м был диапазон 25 м. Возможно, это совпадение (радиоприёмник А-5 был разработан в 1952 году), но именно в 1953 году началось вещание радиостанции "Освобождение" (позже - "Свобода"), глушить которую советская сторона начала почти сразу. В диапазонах короче 25 метров глушение быломалоэффективным, основной упор делался на "длинную половину" КВ, а в бытовых радиоприёмниках до 90-х гг. диапазоны 19 и 16 м просто отсутствовали.

В 1957 году Горьковский автомобильный завод им. Молотова становится простым Горьковским автозаводом, на ГАЗ-51 изменяют надпись на боковине оперения, "Волга" из ГАЗ-М21 становится просто ГАЗ-21, а ЗИМ и вовсе становится ГАЗ-12. Терпят изменение шильдики на боковинах капота, облицовке радиатора, руле, надписи на колёсных колпаках, а в литературе в скобках всё-таки пишется: ГАЗ-12 (бывший ЗИМ).

В конце 50-х гг. под лозунгом "Автомобиль - массам!" был сильно сокращён парк персональных автомобилей. Некоторые "высвободившиеся" автомобили были проданы населению, некоторые попали в таксопарки, где ЗИМы использовались не только как обычное, но и как маршрутное такси.

В 1959-1960 гг. ГАЗ-12 уступает место "Чайке" ГАЗ-13. В разгар перестройки по волевому решению первого президента СССР под предлогом борьбы с привилегиями снимается с производства "Чайка" ГАЗ-14, а технологическая оснастка и документация уничтожается. Причём не только на саму "Чайку", но и на масштабную модель в 43-м масштабе. Финал истории представительских автомобилей класса "между Волгой и ЗИЛом" оказался не менее политическим.

В 1965 году выходит повесть братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Цензура не пропускает фразу "Вот по дороге едет ЗИМ, и им я буду задавим", требуя убрать упоминание о ЗИМе. В итоге был одобрен вариант "Вот по дороге едет ЗИЛ..."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments